Комментарий к Псалму №136

«Размышления о Псалтыри. Комментарии к псалму 136.  Давида. Иеремиею»

По-еврейски Псалтырь называется «тегиллим», т.е. песни хвалы. Псалтырь (в переводе с греческого – струнный инструмент, напоминающий арфу или гусли, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения) представляет собой сборник из 150 псалмов.

Из 150 псалмов, составляющих Псалтырь – 73, согласно еврейскому тексту или 84, согласно греческому, носят имя царя – певца Давида. Десять псалмов наименованы «псалмами сынов Кореевых». Двенадцать псалмов объявлены творениями певца Асафа, современника Давида. Таким образом, данный царем Давидом импульс продолжал действовать в течение нескольких столетий. Царские псалмы восходят к эпохе царств Иудейского и Израильского. Позже, псалмы царства Иеговы изобилуют отзвуками других псалмов и второй части Книги Пророка Исайи и были составлены во время плена, как и те псалмы, которые подобно Пс. 136, говорят о разрушении Иерусалима и о переселении.

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, на славянский язык Псалтырь, как необходимая для богослужения книга, была переведена в IХ веке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста, осуществленного с древнееврейского списка в конце III века до Рождества Христова.

Первый русский текст Библии и Псалтыри в синодальном издании вышел в свет в 1876 году. При всем огромном и неоспоримом значении этого перевода, он не смог в должной мере облегчить для читателя понимание библейских текстов.

Приблизил текст греческой Псалтыри к славянской традиции перевод П. Юнгерова ( 1915 год).

«Я думаю, – говорит свт. Афанасий Великий в послании об истолковании псалмов, что в словах этой книги измерена и объята вся человеческая жизнь, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? – Все могут найти себе наставления в Божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

Людей, которые начинают читать Псалтырь, зачастую искушают те или иные строки или слова. Поэтому, читая эту Боговдохновенную Книгу, важно помнить, что речь пророков всегда образна и символична. Кровавая, непримиримая борьба с врагами – это символический образ нашей внутренней борьбы с грехом в себе, образ совершенной ненависти ко злу, а совсем не к человеку, людям или народам.

Святые советовали читать и отдельные псалмы, как молитвы, в определенных жизненных потребностях или обстоятельствах.

Так, согласно Псалтыри – требника старца Арсения Каппадокийского, за гневливого, гневающегося, читается псалом 136. Давида. Иеремиею.

Гнев – одна из восьми главных страстей пагубных и один из смертных грехов. Святитель Игнатий так раскрывает состояние гнева – вспыльчивость, принятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Добродетель, противоположная гневукротость – это уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

У читающего Псалтырь может возникнуть вопрос: следует ли читать псалмы, проклинающие врагов? Кажется, ничто так не противоречит евангельскому духу. Вот как разрешается это кажущееся противоречие: враги эти – не наши враги, а враги Бога и Христа, простившего Своим палачам и Петру, но со строгостью обличавшего фарисеев и «мир». Эти враги Божии находятся не только вовне, но и в самих нас – это наши грехи. Чтение этих псалмов может сохранить от теплохладности, возбуждая нашу ненависть не против грешников, но против зла и греха.

Читая Пс. 136 неизбежно обращаешься к Книгам Ветхого Завета:

Книга пророка Исаии, видение Исаии, сына Амосова, которые он видел об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоофана, Ахаза, Езикии, царей Иудейских гл.13,16,30;

Книга пророка Иезекииля: «И было: когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божия”. гл 1,25,35;

Книга пророка Иеремии гл.7,49,50,51: «Против Вавилона повеет разрушительный ветер …»

Бог ведает, что мы можем спастись, но не хотим, ибо пока наши страсти еще слабы, мы можем их отсечь, но не волнуемся об этом и позволяем им окрепнуть, что приводит к худшему развитию событий. Одно дело вырвать с корнем мелкую былинку, которая легко вырывается, и иное – выкорчевать большое дерево….

И Пророк учит нас в псалме: «Дочь Вавилона окаянная! Блажен, кто сделает тебе воздаяние за то, что сделала ты. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень»/Пс.136: 8,9/. Попытаемся проследить сказанное по порядку, исходя из вышеупомянутых текстов Книг Ветхого Завета. Вавилоном он называет встревоженность, возбуждение. А дочерью Вавилона – вражду: душа сначала тревожиться, а потом порождает грех. Окаянной он называет, потому что злоба не имеет ни сути, ни содержания, а порождается нашей безответственностью, безнравственностью и искореняется или уничтожается нашим старанием и благочестием (добродетелями).

Затем Пророк обращается как бы к ней «Блажен, кто сделает тебе воздаяние за то, что сделала ты». Посмотрим же, что мы приняли – по собственной воле мы приняли гнев, страсть греховную. В этом же изречении называются блаженными те, кто сделает ей воздаяние, то-есть больше не впадает во грех. А затем добавляет: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень»; блажен, кто с самого начала не принимает порожденного тобой, т.е. лукавых помыслов, и не дает им места в себе, что бы они прорастали и приводили зло в действие; а немедля, пока они еще малы и прежде чем они окрепнут и восстанут против него, возьмет и разобьет их о камень. А камнем Веры есть Христос, то есть уничтожит их (страсти, грехи), припав ко Христу.

В пророческой книге каждое слово имеет глубинный смысл. Тем, кто хочет уразуметь ее аллегории, следует обратиться к Толкованиям Святых Отцов, в частности Толкованиям на Псалтырь свт. Иоана Золоустого. Вместе с тем, полезно для нашей души и для чистоты молитвы принимать слова Псалтыри с детским смирением, тогда в свое время нашим душам откроется потаенный смысл тех или иных слов и обогатит, просветит и надоумит нас.

Примечания:

**

При составлении комментария текст Псалма 136. Давида. Иеремиею рассматривался на старославянском языке, русский синодальный перевод и в переводе П. Юнгерова.

***

Существует шкала эмоциональных тонов человека:

4.0 беззаботность

3.5 энтузиазм

3.0 консерватизм

2.5 скука

2.0 антагонизм

1.5 гнев

1.1 скрытая вражда

1.0 страх

0.5 горе

0.1 апатия.

С.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

1 + 8 =