Комментарий к Псалму №22

Псалом №22

1 Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни

Надо сказать, что давать комментарии на псалмы (да и на библию в целом) – весьма сложная задача. Когда читаешь псалом – воспринимаешь его на уровне чувств, как описать эти чувства? Разбирать и описывать этот псалом построчно – уповая на логику – но является ли логика основной в псалме? А можно ли обойтись без логики? Поэтому мои коментарии, скорее всего, будут сумбурными и немного не понятными, за что я зарание приношу свои извинения.
“Господь – Пастырь мой” – основная мысль этого псалма. И можно по разному относиться к этому высказыванию. Например, христианская церковь (как восточной, так и западной традиции) постоянно себя ставит на роль пастыря. Возможно, об этом говорится в данном псалме? Также необходимо отметить, что роль человека снижается к роли овцы или барана в стаде, что для многих является оскорбительным. Такова уж природа человека. Но вряд-ли этот псалом хочет оскорбить человека. Можно сделать ссылку на то, что данная метафора естественна для Давида, поскольку он был пастухом до того, как стал царем. Но… Вспомним Аристотеля: “Человек – социальное животное”. И с этим сложно поспорить. На человека влияет множество обстоятельств (начиная с того, в какой семье он родился, какие “общеизвестные мнения” бытуют в среде, где он живет и т. д). И человек воспринимает всю эту информацию и всегда ищет себе единомышленников. Можно вспомнить про “психологию толпы” – влияние социума на человека велико и “пастырей” найдется много.
Возможно, данный псалом, призван напоминать Человеку, чтобы он анализировал свои мысли и поступки и не подпадал под влияние этих лже-пастырей. “Господь – Пастырь мой” (не “наш”, а “мой”) – говорится в псалме, чтобы человек постоянно осознавал, что есть он и есть Господь. И эти отношения личностные, индивидуальные.
Посредством жизненных обстоятельств и откровений свыше Господь направляет человека на праведный путь. Он ведет путем святости тех, кто доверил Ему свою судьбу. “Он … направляет меня на стези правды ради имени Своего.” И человек, вставший на этот путь, получает все, что ему необходимо: “я ни в чем не буду нуждаться”. Важно, что для человека этот путь представляется радостным, на что указывают строки “умастил елеем голову мою”. Надо отметить, что на востоке обычай наносить елей (оливковое масло) на голову сопровождало веселые и радостные события в жизни. Но радость – не единственная из эмоций, в псалме упоминается и успокоение. И чтобы объяснить что я понимаю в данном случае под “успокоением”, хочу обратиться к словам Каллиста Ангеликуда. “Всякое живое причастно к движению. Всякое движение стремится к покою. Ничем не ограниченное движение – это совершенный покой и совершенная свобода”. “Ум постоянно деятелен. Он получает наивысшее наслаждение в покое. Покой для ума есть наивысшее благо или добро. Это наивысшее благо или Добро для человека есть Бог. Бог превыше всякого ума”. “Природа ума есть постоянное движение. Все предметы конечны и ограничены. Движение ума требует наличия объекта бесконечного и ничем не ограниченного. Кроме Бога нет ничего бесконечного и неограниченного. Следовательно, уму надлежит устремляться к единому и поистине бесконечному и только его иметь своей единственной целью”. Это две важнейшие эмоции: успокоение и радость в созерцании Бога.
Интересной для анализа является и строчка псалма: “Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих”. Начну с того, что единственным врагом человека есть его Я, его Эгоизм. Но эгоизм – это неотъемлемая часть человека. Здесь можно, и, я думаю, нужно вспомнить о каббале. Процитирую М. Лайтмана: “Сила эгоизма — это замечательная сила. Благодаря ней мы развивались до сих пор и благодаря ней мы достигнем совершенства. Именно она толкает нас вперед и делает возможным беспредельное развитие. …Вся мудрость в том, чтобы найти способ, позволяющий разумно использовать силу эгоизма. Надо научиться применять его на пути к альтруистическому соединению с ближним, не требуя от человека подавлять естественные эгоистические силы и стремления, с которыми он родился, а лишь правильно и эффективно использовать их, чтобы достичь совершенства”.
Трапеза – это еда. Еда это потребление, это проявление эгоизма – но эта трепеза приготовлена “в виду врагов моих”. Я потребляю, но не боюсь этого делать, поскольку знаю, что буду отдавать, потребленную енергию на благо альтруизма.
Если обратится к трудам Аристотеля, к его “Недвижимому двигателю” и бесконечной цепочке причин и следствий, то можно заметить, что, однажды создав эту цепочку, Бог отстранился и непосредственно не участвует в жизни своего создания. Так мыслил Аристотель. Но здесь мы наблюдаем совершенно другую картину. Бог постоянно участвует в жизни человека и цель человека – в познании Бога. Двигаясь этим путем, чествуя постоянное присутствие Господа в своей жизни, человек способен спокойно преодолевать “долину смертной тени” и знает, что “пребудет в доме Господнем многие дни”.
P.S.
И последний момент, на который я бы хотел обратить внимание в этом докладе. Фраза “и я пребуду” в еврейском оригинале выражает идею возвращения.

Иллюстрация взята с Интернет-сайта http://www.mir-slovo.ru/text/1824.html

У.

 

Опубліковано в альманах “Ініціація” випуск №001 Травень 2016

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *